Лифты – грузоподъемные механизмы, использующиеся во многих сферах человеческой деятельности. Ни одно такое устройство не обходится без стального каната. Предназначенные для переноса грузов стропы постоянно подвергаются нагрузке, поэтому при выборе изделий важно учитывать их грузоподъемность, гибкость и износостойкость в конкретных условиях эксплуатации.
Тяговые канаты различают по назначению, диаметру, характеру свивки, направлению плетения, касанию проволок, способности раскручиваться, наличию и толщине цинкового покрытия.
Виды канатов по характеру свитки
Существуют канаты тройной, двойной и одинарной свивки.
Канаты одинарной свивки представляют собой тросы, на поверхности которых невозможно различить отдельные пряди. Проволоки в таких канатах располагаются слоями, напоминающими спирали, поэтому такие изделия часто называют спиральными. У тросов одинарной свивки большая жесткость, но они не применяются для лифтов. В основном их используют в роли несущих тросов на канатных дорогах.
Канаты двойной свивки изготавливают следующим образом: из проволок свивают пряди, которые в дальнейшем переплетаются между собой. Полученные изделия имеют высокую гибкость и прочность, поэтому идеально подходят для эксплуатации в лифтах.
Канаты тройной свивки производят также как и модели двойной свивки. Разница между готовыми изделиями заключается в количестве слоев проволоки.
Требование к тяговым канатам
- Канаты должны иметь сертификат, выданный заводом-изготовителем
В этом документе содержится информация о том, что канаты прошли испытания и соответствуют ГОСТу 3241—80. Если производитель не прилагает к товару такого сертификата, имеет смысл отказаться от покупки.
- Канаты, используемые для подвешивания кабины и противовеса, должны иметь один диаметр и одинаковую конструкцию
Пассажирские, грузопассажирские, больничные и грузовые лифты размещают на канатах с диаметром от 9,5 мм. Такая толщина позволяет им выдерживать вес до 10000 кг и функционировать многие годы. Сила разрыва лифтовых тросов равняется 35000 Ньютон или 3,5 тоннам. На пассажирских лифтах таких канатов минимум три, а на грузовых от 4 до 8. То есть для того чтобы канат порвался нужно подвесить на каждый из тросов предмет с весом в 3,5 тысячи килограммов.
- Лифтовые канаты должны быть гибкими и высокопрочными
Во время эксплуатации лифта на тросы оказываются нагрузки разных видов. Скручивающие, сдвигающие, растягивающие и изгибающие нагрузки могут стать причиной вытягивания канатов, поэтому для лифтов используют только модели с большим запасом прочности. Чтобы тросы плотно прилегали к рабочим поверхностям и не разрывались от резкого натяжения, они должны обладать гибкостью.
- Канаты, держащие кабину и противовес, должны быть цельными
Категорически запрещается использовать срощенные тросы. Их запас прочности гораздо ниже, чем у цельнолитых изделий, поэтому разорваться они могут даже при небольшой нагрузке.
- Для размещения кабины и противовеса необходимо использовать канаты двойной свивки с органическим сердечником
Такие тросы изготавливают из стальных проволок, оцинкованных и обработанных термически. Проволоки свивают в несколько прядей, а затем накручивают их вокруг сердечника. Для изготовления сердечника используют полиэтилен, вискозу, хлопчатобумажную ткань или пеньковое волокно. После того как канат сплетают, его смазывают составами, улучшающими скольжение.
Предлагаем ознакомиться с видеороликом, в котором рассказывается о тяговых канатах лифтов: